Глаголь Слово

(сайт школьного филолога)

ЕГЭ. Морфологические нормы русского языка

Морфологические нормы − это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

I. Имя существительное.

Правило

1) Предложный падеж единственного числа (окончания – У или –Е):

используется в случае обстоятельственного значения:

в шкафу, в саду.

при объектном значении:

разбираться в саде.

2) Именительный падеж множественного числа (окончания –А или –Ы):

а) существительные с ударными суффиксами -ЕР/-ЁР:

офицЕР – офицЕРы, шофЁР – шофЁРы

инженЕР – инженЕРы

б) существительные из нескольких слогов с ударениями на последнем слоге:

договОр – договОры, приговОр – приговОры

в) существительные с основами из одного слога с постоянным ударением на основе в форме единственного числа:

грУнт – грУнты,  пОрт – пОрты,

склАд – склАды, лИфт – лИфты, тОрт – тОрты

флОт – флОты, фрОнт – фрОнты, штАб – штАбы

а) существительные с основой из нескольких слогов с постоянным ударением на первом слоге:

вЕксель – векселя, вЕнзель – вензеля, вОрох – вороха

кАтер – катера, кИтель – кителя, кУзов – кузова

кУпол – купола, Окорок – окорока, Округ – округа

Ордер – ордера, пАспорт – паспорта, пОгреб – погреба

стОрож – сторожа, тЕнор – тенора, фЕльдшер – фельдшера

флЮгер – флюгера, хУтор – хутора, штАбель – штабеля

штЕмпель – штемпеля, шУлер – шулера

НО! Возраст – возрасты, грифель – грифели, драйвер – драйверы, лектор – лекторы, плейер – плейеры, принтер – принтеры, ректор – ректоры, свитер – свитеры, сектор – секторы, слесарь – слесари, снайпер – снайперы, тренер – тренеры, штурман – штурманы.

б)  слова, имеющие в единственном числе ударения не на последнем слоге.

дирЕктор – директора, инспЕктор – инспектора

профЕссор – профессора

НО! Бухгалтер – бухгалтеры, диспетчер – диспетчеры, конструктор – конструкторы, прожектор – прожекторы, редактор – редакторы.

Различай!

Кондукторы – приспособления в технике

Кондуктора – работники транспорта

Пропуски – что-либо пропущенное

Пропуска – документа

Хлебы – печёные

Хлеба – злаки

3) Употребление форм рода

Различай!

женский род 

вуаль (смотрю за темную вуаль)
гуашь (белой гуашью)
мозоль (наступить больную мозоль)

мужской род

тюль (красивым тюлем)
шампунь (мыть голову шампунем)

II. Имя прилагательное  и наречие (степени сравнения)

Сравнительная степень обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени.

Простая форма: суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ

Составная форма: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме

Превосходная степень обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени.

Простая форма: 

суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ
иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

Составная форма: 

1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)
2)  САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

 

Правило

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче, гибкий – гибче, гладкий – глаже

глубокий – глубже, горький (опыт) – горше, горький (на вкус) – горче

дикий – диче или дичее, ловкий – ловче или ловчее, мелкий – мельче

узкий – уже, хлёсткий – хлестче

 

III. Имя числительное

У количественных числительных склоняются все слова, десятки (обе части оканчиваются одинаково), сотни (склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота):

Р.п. – (нет) семисот восьмидесяти двух
Т.п. – (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

полтора:
И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)
Р., Д., Т., П. – полутора

сорок, девяносто, сто:
И., В. – нулевое окончание,
Р., Д., Т., П.  – окончание –а

Пятьдесят – пятидесяти, пятьюдесятью

И.,В. – пять нот – пять  сот
Р. – пяти нот – пятисот
Д. – пяти нотам – пятистам
Т. – пятью нотами – пятьюстами
П. – о пяти нотах – о пятистах

У порядковых числительных  склоняется только последнее слово:

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)
в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января, перед первым сентября

Сочетание собирательных числительных с существительными

1. Одушевлённые существительные мужского и среднего рода: 

трое мальчиков, трое работников

2. Со словами люди, дети, ребята и названиями детёнышей животных:

двое детей, семеро козлят

3. С существительными, имеющими только форму множественного числа:

двое ножниц, трое очков

Важно!

Никогда не употребляются

  • с существительными, обозначающими лиц женского пола:

две сестры, три женщины

  • с существительными, обозначающими взрослых особей животных:

два тигра, три слона

ОБЕ − ж. р.

Р. − обеих (женщин)

Д. − обеим (женщинам)

Т. − обеими (женщинами)

ОБА − м. р.

Р. − обоих (мужчин)

Д. − обоим (мужчинам)

Т. − обоими (мужчинами)

 

IV. Местоимения

Часто встречающиеся ошибки

1. Неверное употребление личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н):

я к ей с душой − я к ней с душой

Помни!

После некоторых предлогов у местоимений нет начального Н:

благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его  (но: посреди него!), посредством его, согласно ему

2. Сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер:

от ней что годно можно ожидать − от нее что годно можно ожидать

3. Ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько:

ейная работа − её работа, ихняя дочь − их дочь

4. Неоправданный пропуск возвратного местоимения себя:

Она ничего не представляет! − Она ничего собой не представляет!

5. Местоимение как лишнее слово:

Эта ведущая, она сама – слабейшее звено. − Она, эта ведущая,  слабейшее звено.

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом: 

Все, кто не знают правил, должен уйти. – Все, кто не знает правил, должен уйти.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

7. Двусмысленность при употреблении местоимения:

Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал.

 

V. Глагол

Правило

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа:

я чудю, победю, убедю

Важно!

Будьте внимательны

  • при образовании форм повелительного наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь:

беги, поезжай, пеки, ляг (заляг)

  • при образовании глагольных форм прошедшего времени: 

сох − сохнул, промокший − промокнувший

Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов. Бесприставочные глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-:

промокнуть − промок, мокнуть − мокнул

НО! Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени со связанной основой:

ввергнуть − вверг

Помни!

Класть (что делать?) − кладу, кладёшь

Положить (что сделать?) − изложишь, сложишь, отложишь.

Ложиться (что делать?) − ляг, лягте

Лечь (что сделать?) − ложись, ложитесь

 

Как выполнять задание

1. Определите, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.
2. Выявите основные признаки данной формы (определите род, число, падеж, лицо и т.д.)
3. Подумайте, где могут содержаться ошибки.

4. Запишите слово в исправленном виде.