Глаголь Слово

(сайт школьного филолога)

ЕГЭ. Синтаксические нормы

Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений.

I. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Производные предлоги могут сочетаться с существительным

  • в дательном падеже (кому? чему?):

благодаря, согласно, вопреки, сообразно, наперерез, наперекор!

  • в родительном падеже (кого? чего?):

вследствие, в продолжение, в течение, в заключение

во избежание, во исполнение, во изменение                          

по причине, наподобие, накануне

в отношении, на протяжении, при отсутствии

Важно!

Ряд предлогов оканчивается на Е/И:по завершениИ, по истечениИ, по предъявлениИ, по приездЕ, по прилётЕ, по прибытиИ, по возвращениИ, по окончаниИ                        

Помните: они не могут оканчиваться на У/Ю!

 

II. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом или после него:

 

Эту книгу я прочёл на каникулах, посвящённую Великой Отечественной войне.

Эту книгу, посвящённую Великой Отечественной войне, я прочёл на каникулах.

 

2. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно должно стоять либо перед причастным оборотом, либо после:

Прибывшие пионеры в лагерь должны подойти на перекличку. –

Пионеры, прибывшие в лагерь, должны подойти на перекличку.

 

3. Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие. Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие со стороны другого лица или предмета:

 

Работа, выполняющаяся нами, не вызвала особых трудностей. –

Работа, выполненная нами, не вызвала особых трудностей.

 

4. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в падеже, числе и роде. Если подлежащее выражено словосочетанием, то причастие должно быть согласовано либо с числительным одно, либо с существительным:

 

Надя  любовалась  букетом цветов,  издовавшИМИ приятный аромат.

Надя  любовалась  букетом цветов,  издовавшИХ приятный аромат.

 

 III. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову:

 

МЧС объявила (ж. р.) о  надвигающемся шторме. –

МЧС объявило (ср. р.)  о надвигающемся шторме.

2. Род несклоняемых имён собственных – географических названий — определяется родом тех имён нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены: Гоби – пустыня, значит ж. р.

Гоби расположено (ср. р.) в Центральной Азии. 

Гоби расположена (ж. р.) в Центральной Азии.

3. Сказуемое должно быть согласовано с первым (главным) словом сложного существительного: кресло ср. р.

Кресло-качалка сломана (ж. р.).  

Кресло-качалка сломано (м. р.).

4. В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот), каждый + сказуемое в ед.ч. и м.р.

[Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) мечтают (мн.ч.) об отпуске), ждёт (ед.ч.) лета]. −

[Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) мечтает (мн.ч.) об отпуске), ждут (ед.ч.) лета].

 

IV. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1. Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д.) —  употребляются в И. п. при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное существительное отсутствует, то имя собственное изменяется:

В магазине (П. п.) «Уюте» (П. п.) продавалась современная мебель. 

В магазине (П. п.) «Уют» (И. п.) продавалась современная мебель.

 

V. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1. Употребление деепричастного оборота допускается, если подлежащего нет,  но его можно восстановить с помощью местоимений Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, сказуемое при этом должно быть выражено глаголом настоящего  или будущего  времени:

/Прочитав рассказ/, (мы) сформулируем  его идею.

2. Употребление деепричастного оборота допускается, если подлежащего нет и его нельзя восстановить, а сказуемое выражено ИНФИНИТИВОМ (неопределённая форма глагола) + надо, нужно, необходимо, можно, надобно, нельзя:

/Прочитав рассказ/, надо сформулировать  его идею.

3. Употребление деепричастного оборота также допускается в предложениях с подлежащим, если основное и добавочное действия совершаются ОДНИМ ЛИЦОМ:

/Прочитав книгу о животных/, я многое узнал. 

основное действие − узнал (сказуемое, выраженное глаголом)
добавочное − прочитав (обстоятельство, выраженное деепричастием)
оба действия совершает  одно и то же лицо − я (подлежащее)

Важно!

Если одно из действий совершается другим лицом, то допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота./Закончив школу/, я был принят в вуз. 

Основное действие выражено составным-именным сказуемым (глаголом-связкой и страдательным причастием) был принят. Это значит, что оно совершается другим лицом.

 

VI. Неправильное построение предложения с косвенной речью

1. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица:

Серёжа сказал, что я знаю о преступлении. −

Серёжа сказал, что он знает о преступлении.

VII. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1. Если в предложении есть два однородных глагола-сказуемых, они должны иметь одинаковые время и вид, так как действия совершаются в одно и то же время:

Лена встретила (прош. вр., сов. в.) нас у порога и обнимает (наст. вр., несов. в.) каждого из нас. − Лена встретила (прош. вр., сов. в.) нас у порога и обняла (прош. вр., сов. в.) каждого из нас. 

2. Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый:

Родители и дети должны научиться уважать (несов.в.) и понять (сов.в.)  интересы друг друга. − Родители и дети должны научиться уважать (несов.в.) и понимать (несов.в.)  интересы друг друга. 

3. Так как две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду  сказуемых является безусловным требованием:

Когда приходит (наст. вр., несов. в.) лето, оживились (прош. вр., сов. в.) насекомые. − 

Когда приходит (наст. вр., несов. в.) лето, оживают (наст. вр., несов. в.) насекомые.

4. Время и вид деепричастия  не должны по смыслу противоречить сказуемому:

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки. −

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

 

VIII. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1. Если однородные члены имеют общее дополнение, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом:

Раскольников придумал и восхищается своей теорией. − Раскольников придумал (кого? что? В. п.) свою теорию и  восхищается (кем? чем? Т. п.) ею.

2. Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим:

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. −

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

3. Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом:

Натянуть и выстрелить из лука непросто. −

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.

Важно!

а)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов недопустимо:

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. −

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

б) Части двойных союзов должны стоять рядом с однородными членами:

Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей. − Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

в) Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только … но и, если не…, то как…, так и):

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей  как в  природе, а также и в людских нравах. − В Северной Африке мы наблюдали много особенностей  как в  природе,  так и в людских нравах.

г) Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Много витаминов содержится в ягодах (П. п.): клубника, черника, ежевика, малина (И. п.). − 

Много витаминов содержится в ягодах (П. п.): клубнике, чернике, ежевике, малине (П. п.).

д) Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме:

Облака белы и воздушные. − 

Облака белые и воздушные. / Облака белы и воздушны.

е) Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения:

Я люблю прогулки и отдыхать (сущ. + гл.). −

Я люблю прогулки и отдых (сущ. + сущ.).

ж) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий:

Шёл дождь и два ученика

Как выполнять задание

1. Найдите ошибки в предложениях (с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, приложениями, с производными предлогами, с косвенной речью и т. д.).

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

3. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (или наоборот).